Статьи DexSys

Для чего UX/UI бизнес-аналитику?

Всем привет! Я работаю бизнес-аналитиком на проекте DexBee.
DexBee - это клубная система вовлечения клиентов в занятия фитнесом. В основе системы лежит контроль нагрузки клиента во время тренировки.
В этой статье я расскажу:
о методах, которые использую в своей работе
как бизнес-аналитика участвует в создании дизайна
и зачем мне UX, если я не дизайнер?
Мой опыт может быть полезен начинающим специалистам в области бизнес-анализа и всем, кого интересуют особенности работы в этой профессии.
На проекте DexBee я работаю уже больше года и за это время по написанным мною требованиям и прототипам было реализовано более 40 экранных форм в приложениях системы.

Еще раз про UX

UX — это user experience, то есть «пользовательский опыт» или то, как пользователь взаимодействует с интерфейсом приложения.
Но я бы не стала ограничиваться только этим определением, потому что пользовательский опыт включает в себя не только непосредственное взаимодействие с вашим приложением, но и всё, что в данный момент его окружает: место, где он находится, предметы, люди, откуда пользователь пришел и куда собирается дальше, а также внутренний мир человека: какое у него эмоциональное состояние, что он чувствовал до взаимодействия с приложением, во время и после. Неудачный опыт с вашим приложением для кого-то может стать последней каплей…
Всё это изучает бизнес-аналитик, и пытается улучшить получаемый пользователями опыт. Важно представить себя на месте пользователя, почувствовать то же, что и он. Без этого не получается понять, где есть проблемы и что нужно решить.
Но это не всегда дается легко. Например, основной портрет клиента нашего приложения - это женщина средних лет, мечтающая похудеть. Я женщина средних лет, но у меня абсолютно противоположная проблема, мне сложно набрать вес и, поэтому, мне до сих пор сложно представить себя в обратной ситуации и прочувствовать всю боль и все проблемы наших пользователей. Но я стараюсь, общаюсь с нашей аудиторией и прислушиваюсь к ним.

Приставь UX и твоя профессия звучит круче

В прошлом году, когда я только начала работать в DexSys, с удивлением обнаружила, что, оказывается, существуют не только UX-дизайнеры, но и UX-писатели, а впоследствии узнала еще о нескольких профессиях с этой приставкой.
В принципе, это понятно: когда разрабатываешь продукт для людей, нельзя забывать о том, как они будут с ним взаимодействовать. И одна из сторон моей профессии — это работа UX-писателем. Одной из моих обязанностей является написание текстов для разрабатываемых форм, кнопок, заголовков экранов, текстов всплывающих подсказок, инструкций и прочего.
В этой работе, чтобы обеспечить положительный пользовательский опыт (не зря же мы тут про UX опять), я стараюсь использовать следующий прием – составить рассказ. То есть, я делаю так, чтобы при восприятии пользователем экранной формы, в его голове складывалась логичная последовательная история, при чтении он нигде не спотыкался, а плавно переходил бы от одного элемента к другому.

Прототипы

Прием создания рассказа работает не только для текстов, которые пользователь может прочитать на форме, а в целом для всего состава элементов. В рамках работы над формированием пользовательского опыта, я создаю прототипы форм. Здесь также может быть использовано несколько приемов и инструментов:
Первый, как я уже сказала, рассказ. Ты просто садишься и пишешь от первого лица. Здесь важны все мелкие подробности, которые может предложить ваш мозг. Впоследствии, перечитав такой рассказ, вы сможете убрать лишнее, но в первый раз лучше писать как можно подробнее.
Например, вот что получилось, когда мы разрабатывали новый раздел клиентского приложения Фитнес-помощника. По нашей задумке, клиент должен получить своего персонального помощника, который бы подсказывал ему, что нужно делать, составлял план, поддерживал бы и мотивировал, говорил какие нужно сделать следующие шаги и сколько там еще до большого счастливого будущего.
Получился такой рассказ: «Я, Анна, рост 155 см, вес 44 кг. Я хожу в клуб полтора месяца. Очень хочу иметь красивую фигуру. В прошлом месяце я сходила на тренировки пару раз, очень сложно себя заставить. Я открываю приложение DexBee и вижу свою цель: Набор мышечной массы. Это мне помощник подсказал, на основе моих данных - рассчитал Индекс массы тела и даже процент жировой ткани. Вот даже Всемирная организация здравоохранения подтверждает, что нужно набрать вес. А я так и хочу, а то всё кожа да кости. Мой помощник показывает мне мой план: что я уже сделала и что еще предстоит, он хвалит меня даже за маленькие шаги. Вот я пришла в клуб и я уже молодец. А еще сходила уже на 4 тренировки в этом месяце, хотя еще только середина. Это я вообще молодец! DexBee мне советует как поддержать мою мотивацию, чтобы прийти на следующую тренировку. Покажу подругам, что не пропускаю тренировки, вот удивятся. Дальше в моем плане есть несколько этапов. Я точно знаю какой мой следующий шаг: нужно набрать 1 кг мышц и окружающие точно заметят, что я похорошела. Мне очень нравится, что всегда есть ориентир и похвала даже за самый маленький шажок. А в конце может вообще буду участвовать в фитнес-бикини. Докажу им всем! Буду самой лучшей с DexBee»
А вот, что получилось в приложении:
Но не всегда все бывает так хорошо! Расскажу случай, когда результат получился не совсем таким, как задумывали.
Клиенты фитнес-клубов тренируются и участвуют в соревнованиях DexBee. Они в своем приложении видят какое место в рейтинге занимают и часто хотят поделиться своим достижением. В рассказе я написала «...я заняла 2 место в рейтинге соревнования, вижу свои впечатляющие успехи, хочу рассказать о них своему окружению, нажимаю кнопку Поделиться…»
Мы подготовили красивую форму с доказательствами заслуженной победы, реализовали возможность поделиться своими успехами в соцсетях. Но клиенты не стали использовать нашу кнопку с иконкой, а продолжили делать скриншот экрана, и выкладывать в социальные сети именно его.
Даже если кажется, что ты всё логично продумал и прошел весь путь клиента, не факт, что пользователи будут действовать по твоему сценарию.
Второй прием, который я часто использую в своей работе, – это создание прототипа в draw.io. Пока не освоила Figma, но это еще впереди. Здесь прототип уже перестает быть просто рассказом, и начинает напоминать будущую форму. Прямоугольники, квадратики, подписи к ним, какой смысл несет этот элемент и какой акцент должен быть на нем.
И рассказ и такие наброски-прототипы составляют часть заказа в дизайн.

А что же про UI?

Далее заказ я передаю дизайнеру и здесь уже к UX присоединяется UI.
UI – это цвет, формы, кнопки и другие элементы интерфейса. Здесь мы стараемся следовать гайдам мобильной разработки для ОС Android от Google Material Design и для iOS – Human Interface Guidelines от Apple.
Мы стараемся использовать стандартные элементы, которые знакомы клиентам и упрощают их опыт использования, а также сокращают время разработки. И, главная работа здесь у дизайнера, я же, как бизнес аналитик, лишь могу сказать, какие акценты должны быть на том или ином элементе, в зависимости от сценария и той проблемы, которую нужно решить, и привести пользователя к нужному действию.

Тренды мобильной разработки 2024

Чтобы создавать приятный пользовательский опыт, также важно, чтобы приложение не выглядело так, как будто пришло из 2010 года. Поддерживать актуальный, современный внешний вид помогают гайды от Google и Apple.
Также полезно просто пользоваться большим количеством разнообразных приложений, тренировать насмотренность. Лучше, конечно, чтобы аудитория этих приложений была достаточно большой, например, несколько миллионов. У меня на мобильном телефоне установлена уже куча приложений. Очень часто за вдохновением обращаемся к приложениям банков (вот уж кто точно заинтересован в хорошем UX), это Альфа, Сбер, Тинькофф, а также к приложениям от Google.
Часто в конце года выходят обзорные статьи про тренды в мобильной разработке, читаем и что-то применяем, берем на заметку, или решаем, что что-то подойдет для наших задач.
Например, тренд на темную тему пока остается и на 2024 год. Приложение клиента DexBee в основном имеет светлый фон, но в прошлом году мы реализовали темную тему на выбор пользователя, когда он делится результатами в соревновании.
А в планах на 2024 — использование дополненной виртуальной реальности, внедрение ИИ для персонализации приложения, создания индивидуального образа персонажа. И, конечно, продолжение работы над улучшением пользовательского опыта!

Что в итоге?

Инструментов и методов прототипирования много. Как правило, бизнес-аналитику достаточно наброска на бумаге, рассказа или быстрой схемы в том же paint. Более сложные прототипы можно создавать в Axure PR, Figma, InVision, Adobe XD, Sketch, Balsamiq, MockFlow, Frame Box. Но обычно в этих программах создают подробные интерактивные прототипы уже UX-дизайнеры и проектировщики интерфейсов.
Аналитику прототипы дают понять насколько задумка будет «живой», и помогают быстро оценить вариант решения. А также понятно описать задачу дизайнеру.
При изучении UX и пользовательского опыта важно не отрываться от реальности, решать существующие проблемы пользователей, и, если нужно, то идти и получать этот опыт самостоятельно.
Важно тренировать насмотренность, ежедневно самому пользоваться популярными приложениями, замечать моменты приятного взаимодействия и неудобства.
Плюсами для аналитика точно будет наличие эмпатии и понимание психологии клиента, который будет пользоваться вашим продуктом.
Делитесь своими вопросами и мнением в комментарии к публикации с этой статьей, я с радостью поделюсь своим мнением!
Умное